Официальный сайт Ставропольской Православной Духовной Семинарии
Назад на обычную версию сайта
Официальный сайт Ставропольской Православной Духовной Семинарии

ПАРТНЁРЫ

Наши в Крыму

Наши в Крыму
20.05.2015

14 мая, на следующий день после праздника святителя Игнатия и VII Международных Свято-Игнатиевских чтений, группа студентов духовной семинарии отправилась в паломническую поездку к святыням Крыма. 

Именно на Свято-Игнатиевских чтениях пару лет назад священник Евгений Шишкин, сопровождающий группу семинаристов, познакомился с историком-археологом Владиславом Юрьевичем Юрочкиным. Впервые он приезжал в Ставрополь как учёный секретарь Крымского филиала Института археологии Национальной академии наук Украины. Теперь это Институт археологии Крыма Российской академии наук. Он сам предложил быть экскурсоводом группы, поэтому уровень и качество подачи материала были высочайшими. 

Вечером после ужина в семинарском храме отслужили молебен о путешествующих, а в половине 9-го паломники отправились в путь. Ночной переезд на Тамань в порт Кавказ, получасовая переправа на пароме в предрассветные часы, и вновь автобусный маршрут – уже из Керчи в Симферополь.

"Природа Крыма удивительно похожа на Кавказ – и растительность, и животный мир. Рельеф там специфичен: горы с плоскими вершинами, море вокруг – в какую бы сторону не поехал, в итоге окажешься на побережье. Но если взять в целом крымские пейзажи, они напоминают степи Предкавказья, Архыз, Пятигорье, черноморское побережье Краснодарского края", - поделился впечатлениями священник Евгений Шишкин.

После почти суточного переезда паломники добрались до г. Симферополя. Главной целью было посещение мощей святителя Луки Крымского. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) – один из русских святых, почитаемых в православных странах всего мира, особенно в Греции. Тысячи христиан чтут его наравне с древними бессребрениками и чудотворцами, хотя после его кончины прошло чуть больше полстолетия. Его мощи почивают в Троицком соборе Симферопольского женского монастыря. Можно сказать, сегодня они – одна из главных святынь полуострова (знаменательно, что присоединение Крыма к России в прошлом году состоялось в день памяти святителя Луки). В Симферополе паломников встретил  экскурсовод, и пешим шагом они проследовали по исторической части города. Владислав Юрьевич рассказал о житии святителя-хирурга, ребята на ходу даже что-то конспектировали на память. Все приложились к его святым мощам, подали записочки о своих близких.

Кроме того, семинаристы посетили древнейший симферопольский храм, основанный при Екатерине II в XVIII веке – сразу после присоединения Крыма к России. Константино-Еленинская церковь изначально была открыта в обычном жилом доме. Это и сейчас маленькая церковка, но важно, что она – первая. Также студенты семинарии посетили в тот день и кафедральный собор Крымской митрополии, продолжавшей все эти столетия быть частью Русской Православной Церкви. Сейчас через многострадальную Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата – в Крыму продолжается поминовение и Святейшего Патриарха, и митрополита Киевского Онуфрия. В кафедральном храме – Петропавловском соборе Симферопольской епархии, хранятся частицы святых мощей апостолов Петра и Павла, мощи святителя Гурия Таврического, а также частицы целого сонма других святых. Можно сказать, он является в некотором плане ещё и реликварием Крымской митрополии. 

16 июня, отдохнув и собравшись с силами, паломники поехали в Севастополь. Здесь находилась главная цель крымского паломничества в целом – памятники древнего Херсонеса, где, согласно «Повести временных лет», в 988 году принял крещение святой равноапостольный великий князь Владимир.

Знакомство с Севастополем семинаристы начали с собора святых первоверховных апостолов Петра и Павла, построенного в 1848 году. За основу его архитектуры были положены античные храмы типа Парфенона – это портик, колонны и другие характерные детали, очень популярные в эпоху классицизма. Хотя чаша, Евангелие, скрижали, высеченные на фронтоне, и венчающий его крест показывают, что это – христианский храм. Это место в Севастополе характерно тем, что возле него довольно большой антикварный рынок, где можно найти уникальные предметы: например, пулю времён Крымской войны, ордынские, византийские, польские монеты XIII, XIV–XVI веков и прочие вещи, которые люди в Крыму находят чуть ли не под ногами.

После этого путники прошли в Свято-Владимирский Морской собор – войсковой храм Черноморского флота России. Он начал строиться ещё до Крымской войны, но в результате артиллерийских обстрелов, практически полностью разрушивших Севастополь, был уничтожен. Его восстановили, продолжили строительство в 1860-е годы, а освящение приурочили к знаменательному событию – 900-летию Крещения Руси. 

Этот севастопольский храм именуется ещё «усыпальницей адмиралов», потому что именно в нём были похоронены четверо русских адмиралов: командующий Черноморским флотом и первооткрыватель Антарктиды адмирал Лазарев, а также его ученики – герои Крымской войны адмиралы Нахимов, Корнилов и Истомин. Однако гробницы их были разграблены в 1930-е годы, храм серьезно пострадал в годы Великой Отечественной войны. Большая часть его предстоит в воссозданном виде. Он очень похож и по судьбе своей, и по внутренней идее на храм Христа Спасителя. Его архитектура имитирует византийские храмы времён князя Владимира, но внутри он покрыт памятными досками с именами адмиралов и офицеров Черноморского флота – также как храм Христа Спасителя украшен мемориальными плитами с именами героев войны 1812 года. В отличие от храма Христа Спасителя, на стенах его нет икон: они покрыты орнаментом, росписи только в куполе и алтарной конхе. Иконы – на самом иконостасе, выполненном также в византийской традиции невысокой мраморной преграды, а также напольных киотах, в том числе и со святыми, прославленными уже в ХХ веке. Это преподобный Серафим Саровский, благоверные князья, новомученики и исповедники Церкви Русской. В частности, мы прикладывались к иконе уже святого настоятеля храма – одного из священномучеников, служившего здесь в начале ХХ века.

После посещения этого храма студенты семинарии направились в Херсонес, который находится в черте города Севастополя. Херсонес – уникальный памятник, который не просто состоит в списке ЮНЕСКО, но и входит в сотню величайших шедевров мировой культуры. Там паломники посетили херсонские крепостные стены, портовую и центральную часть древнего города, древние храмы XIII–XIV веков и старше, которые сохранились на уровне фундамента. Увлекательный рассказ Владислава Юрьевича об истории Церкви Херсонеса, начиная со II Вселенского Собора, участником которого был местный епископ, ребята слушали, находясь среди руин этого загадочного города – Корсуни наших летописцев.

Но где именно крестился равноапостольный князь? Логично предположить, что столь важное событие происходило в кафедральном соборе. И вот в середине XIX века графом Уваровым, одним из основоположников отечественной археологии, в Херсонесе был раскопан храм VI века (назван он Уваровской базиликой). Он оказался самым крупным в Крыму, и сразу вызвал интерес как возможное место Крещения князя Владимира. Но ещё более удивительно, что рядом с ним через некоторое время раскопали огромную крещальню! Над этим баптистерием теперь установлен памятный знак, отмечающий место Крещения князя Владимира.

Чуть раньше святителем Иннокентием Херсонским был основан Свято-Владимирский монастырь с большим собором над руинами древней крестовидной церкви, стоявшей в центре главной площади Херсонеса. Фундаменты ее стен встроены в пространство нижнего храма, а еще несколько базилик с остатками характерных древних колонн окружают этот собор. В верхнем храме паломники застали воскресное всенощное бдение. Владимирский собор в Херсонесе был практически полностью уничтожен в годы Великой Отечественной войны (он был ориентиром для артиллерии и бомбардировщиков на подступах к Севастополю), его воссоздали к 2004 году.

Святитель Иннокентий Херсонский – «русский Златоуст» – был одним из образованнейших иерархов своего времени, он с детства мечтал о поступлении в университет, но под влиянием своего друга – будущего епископа Кавказского Иеремии (Соловьева), с которым сидел за одной партой в последнем классе семинарии, – избрал монашескую стезю и сферу духовного просвещения. Господь судил друзьям пройти по жизни нога в ногу: Иеремия последовал за Иннокентием из Санкт-Петербурга в Киев, сменял его сначала на ректорстве в духовной академии, затем на викарной кафедре епископа Чигиринского; когда святитель Иннокентий был назначен епископом Херсонским и Таврическим, владыка Иеремия на другом берегу Керченского пролива уже управлял нашей епархией, а когда святитель Иннокентий умер, владыка Иеремия (уже в Нижнем Новгороде) сразу ушел на покой и более не возвращался к делам епархиального управления. Создание православных монастырей на руинах древних храмов было частью масштабного проекта святителя Иннокентия по увековечению христианских святынь Тавриды. К сожалению, он не успел довести до конца свои планы, однако памятниками его трудов до сих пор являются Херсонесский Свято-Владимирский монастырь и Бахчисарайский Свято-Успенский монастырь, куда паломники собирались на следующий день.

Кроме святынь Херсонеса, в тот же вечер студенты семинарии успели побывать в Инкерманском Свято-Климентовском пещерном монастыре. Святитель Климент I, папа Римский – один из первых христианских святых. Он окончил свои дни в ссылке в Херсонесе. Святые Кирилл и Мефодий обрели его мощи и принесли их в Рим, за что папа Адриан II утвердил богослужение на славянском языке и защитил равноапостольных братьев от нападок немецкого духовенства. Часть мощей святого Климента осталась в Херсонесе в мраморной гробнице, которую святой князь Владимир после своего крещения перенес в Киев. Памятники XI века называют их главной святыней Русской Церкви. Честная глава святого Климента до сих пор хранится в Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры, а к ее частице ребята смогли приложиться в Свято-Климентовской церкви Инкерманского монастыря.

На следующий день, в воскресенье, паломники выехали из Новофедоровки около 6 утра, чтобы успеть к Божественной литургии в Бахчисарайский Свято-Успенский пещерный монастырь.

Он был основан святителем Иннокентием Херсонским на месте древних пещерных храмов крымской Готии. Готы – это германский народ, уникальным образом сохранившийся в Крыму. Если остготы и вестготы постепенно были вытеснены нашествием гуннов в пределы Римской империи, то крымские готы остались неким реликтом на территории Крыма, хотя называли они себя, как и византийцы, ромеями – наследниками римской цивилизации. Большинство из них со временем стали грекоязычными, хотя отдельные следы готского языка в Крыму фиксировались даже в XVI веках.

Свято-Успенский монастырь – крупнейший в Крыму по количеству насельников, это «Крымская лавра», как её называют, изумительной красоты. Главный его храм – пещерная церковь Успения Пресвятой Богородицы, в которой и совершалась Божественная литургия в день нашего посещения. Все наземные постройки монастыря в советские годы были уничтожены, удалось сохранить только этот храм и игуменский корпус, поскольку кто-то догадался в ранние советские годы зарегистрировать его как памятник архитектуры. Всё остальное воссоздаётся уже в наши дни.

После Литургии ребята вкусили просфоры, подкрепились небольшими сухпайками, которые собрала им паломническая служба, и пошли к целому пещерному городу крымских готов – на Тепе-Кермен. Там сохранилось множество жилых пещерных построек, пещерные храмы и даже баптистерии. Пешая экскурсия на четыре с лишним часа по горной местности была не из легких, и обед в знаменитой бахчисарайской чебуречной – прямо напротив ханского дворца – оказался очень кстати. К вечеру все уставшие, но довольные вернулись в Новофедоровку.

В понедельник через весь Крым группа поехала к христианским древностям восточного берега – в Феодосию, замечательный, очень красивый курортный город.

В эпоху Куликовской битвы Старый Крым был вотчиной Мамая – столицей Крымского улуса Золотой Орды, а совсем рядом на побережье была Кафа – центр итальянского присутствия на Черном море, торговое и военное представительство республики Генуи. Из древней Кафы и выросла Феодосия. Паломники видели здесь следы древних генуэзских построек – башню в центре города и старую крепость.

Кроме того, в Феодосии сохранилось много старинных армянских храмов, поскольку там была и до сих пор сохраняется большая армянская диаспора. Великий художник-маринист Айвазовский – в Феодосии его знаменитая галерея – был армянином и похоронен здесь при армянской церкви Сурб Саркис (святого Сергия). Кроме этого памятника паломники видели и другие храмы армянской архитектуры XIV века – на территории старого города. Однако сегодня это храмы Русской Православной Церкви. Они долгое время пребывали в запустении, но уже после присоединения Крыма к России, в XIX веке были восстановлены и освящены. Один из них – в честь иконы Иверской Божией Матери – постоянно действующий. Там ребята помолились и продолжили свой путь.

Дорога на автобусе через весь Крым и пол-Кавказа довольно долгая, поэтому с утра 19 мая паломники выехали в Керчь. Однако и сама по себе Керчь как древний Боспор стала для семинаристов ещё одним памятным местом в Крыму, поскольку именно здесь находится самый древний действующий храм Русской Православной Церкви – церковь святого Иоанна Предтечи. На одной из его колонн студентам показали надпись VIII века с датировкой, которую ученые сегодня считают отправной точкой истории этого храма. Этот храм действовал и в годы турецкого владычества в Крыму, и в дореволюционные годы. В XIX веке к нему была пристроена колокольня и северный придел, поскольку приход постепенно разрастался и люди уже не помещались на службе. Он не был разрушен и в годы советской власти, хотя некоторое время выполнял функцию склада для местного музея-заповедника. Ныне он великолепно отреставрирован и, вместе с Владимирским собором Херсонеса, являет собой яркий пример соработничества Церкви и ученых-хранителей древности.

 

Фото: Дмитрий Лукьянов.