Официальный сайт Ставропольской Православной Духовной Семинарии
Назад на обычную версию сайта
Официальный сайт Ставропольской Православной Духовной Семинарии

ПАРТНЁРЫ

Новая страница в истории регентского образования

Новая страница в истории регентского образования
19.04.2016

В начале марта в Санкт-Петербургской Духовной Академии прошел общецерковный семинар по подготовке регентов церковных хоров, объединивший руководителей и преподавателей Регентских отделений духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. На нем было принято решение о формировании рабочей группы по разработке церковных стандартов подготовки регентов. Подгруппу по разработке стандарта среднего профессионального духовного образования возглавил директор Регентской школы Ставропольской духовной семинарии протоиерей Владимир Сафонов. Отец Владимир рассказал нам о том, как прошел семинар и какие реформы ждут регентское образование в ближайшее время.

- Отец Владимир, Вы принимали активное участие в семинаре. Чем он знаменателен?

- С того времени, как началось возрождение системы духовного образования, то есть за четверть века, подобный семинар проводится впервые. На нем собрались руководители Регентских отделений всей системы духовного образования Русской Православной Церкви.

По содержанию и по целям, которые были обозначены, этот семинар носит эпохальный характер. Была актуализирована давно назревшая на местах проблема унификации образовательных программ и сформулирована четкая задача на ближайшее время: не только составить церковный образовательный стандарт программы подготовки регентов, но и, утвердив его и получив соответствующее благословение священноначалия, реализовывать его на местах.

Инициаторами проведения семинара выступили Учебный комитет Русской Православной Церкви и Санкт-Петербургская Духовная Академия. Это не случайно. Ведь именно в СПбДА, на мой взгляд, созданы условия для того, чтобы функционировала одна из лучших Регентских школ. Не только потому, что там накоплен богатый опыт (ведь возникла она более 30 лет тому назад), но и потому, что на сегодняшний день там внедрен очень хороший образовательный стандарт и созданы качественные условия для его реализации, привлечены высококвалифицированные педагоги и кадры. Организатор и вдохновитель этого процесса - проректор СПбДА по культуре и заведующая Регентским отделением Елена Михайловна Гундяева.

Елена Михайловна Гундяева

Семинар проходил очень интенсивно. Нас приветствовал ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии архиепископ Петергофский Амвросий, и практически все время работы семинара он был с нами. За два дня мы посетили не только научно-практическую конференцию, но и ряд практических занятий, которые вели местные педагоги. Была возможность выбрать дисциплины, среди которых были и теоретические, и практические: по дирижированию, вокалу, сольфеджио, гармонии, истории музыки. Мы постоянно встречались, делились друг с другом опытом, участвовали в дискуссионных клубах. Это была серьезная, напряженная и хорошо организованная работа, которая очень многое дала нам и в информационном плане, и в интеллектуальном, определила горизонты, дала понять, к чему стремиться. При этом нам предложили и богатую культурную программу. Самые теплые воспоминания и сердечная благодарность организаторам семинара!

Хочу отметить, что все, кто занимается регентским делом на сегодняшний день - люди неравнодушные, преданные Церкви, делу церковного просвещения и, конечно, регентскому делу. Это профессионалы, музыканты, практикующие регенты. И проблемы, которые мы озвучивали, как оказалось, общие для всех.

Рабочую группу по разработке церковных стандартов подготовки регентов возглавила Елена Михайловна Гундяева. В этой рабочей группе созданы две подгруппы. Первая - по разработке стандарта высшего профессионального образования (ВПО), вторая - по разработке стандарта среднего профессионального образования (СПО). По идее руководства Учебного комитета стандарт для ВПО создается для центральных духовных учебных заведений - Московской Духовной Академии, Санкт-Петербургской Духовной Академии, то есть для тех центров духовного образования, которые располагают соответствующими мощными ресурсами.

В подгруппу по разработке стандарта СПО, которую поручено возглавить мне, вошли также руководитель Регентско-певческого отделения Донской духовной семинарии, ректор Смоленского межъепархиального духовного училища, проректор по учебной работе Калужского духовного училища, заведующий Регентским отделением Курской духовной семинарии и заведующий Регентским отделением Ярославской духовной семинарии. На сегодняшний день мы активно работаем, так как понимаем, что задачи стоят перед нами очень серьезные. Мы уже подготовили предложения и отправили их на рассмотрение в Учебный комитет.

- Чем, на Ваш взгляд, продиктована необходимость введения таких стандартов подготовки регентов?

- Если мы не унифицируем практику преподавания по каким-то единым стандартам, то существует реальная угроза потери этого специфического образования, а этого ни в коем случае нельзя допустить. Мы являем собой определенную культурную и интеллектуальную среду, в которой развиваются знания о природе, практике и традиции церковной музыки.

Сегодня, слава Богу, Церковь находится в активной стадии своей миссии, открываются учебные заведения, создаются целые духовные образовательные центры, где занимаются не только подготовкой будущих священнослужителей, но и изучением иконописи, церковного пения. Создаются определенные условия, в которых могли бы развиваться специалисты и в таком узком, но чрезвычайно важном сегменте знания.

- Какими основными ориентирами Вы пользуетесь при разработке стандарта? И можно ли уже говорить о том, каким он будет, какова его концепция?

- Перед нами, как минимум, стоит задача выйти на уровень, который был бы не ниже того, который реализуется в среднеспециальных государственных учебных заведениях. Исходя из этого, в качестве основы мы взяли Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для среднеспециальных государственных учебных заведений. Но к этому ФГОСу мы добавляем и свое уникальное специфическое содержание - это богословские дисциплины, и дисциплины практические - богослужебный хор, богослужебная практика и так далее.

Таким образом, Церковный образовательный стандарт должен носить черты универсального, в случае необходимости пригодного для получения государственной аккредитации. Это откроет широкие возможности, прежде всего, для наших студентов, ведь при получении аккредитации мы будем выдавать дипломы не только церковного образца, но и государственного. И уровень образования наших выпускников будет достаточным для того, чтобы цениться в области светского образования. Для нас это очень важно, потому что это вопрос и престижа этого учебного заведения, и его перспектив.

Протоиерей Владимир Сафонов

В нашей Регентской школе мы осуществляли свою деятельность на основе стандарта, который разработали сами для себя, исходя из тех целей и задач, которые мы видели. Срок обучения у нас был три года. В выборе дисциплин мы руководствовались и опирались на определенный опыт, но не было той полноты, которую давал бы стандарт, принятый на общецерковном уровне. Если будет принят церковный образовательный стандарт, то, во-первых, программа будет реализовываться в течение четырех лет, а во-вторых, появится еще ряд новых дополнительных дисциплин, весьма интересных и актуальных. Так что новый стандарт однозначно изменит как содержательную сторону регентского образования, так и его внешнюю сторону.

- Отец Владимир, когда начнут реализовываться образовательные стандарты в Регентских отделениях и школах?

- Согласно графику исполнения этого проекта, стандарт должен быть принят в декабре 2016 года, а повсеместно реализован с 2017/2018 учебного года. Но поскольку мы интегрированы в этот процесс и непосредственно держим руку на пульсе, реализовывать этот стандарт мы могли бы уже сейчас, с 2016/2017 учебного года. Ближайший набор мы хотели бы сделать по новым требованиям, по новому стандарту, с новыми учебными программами.

Беседовала Людмила Мельник

Фото пресс-службы СПбДА