Официальный сайт Ставропольской Православной Духовной Семинарии
Назад на обычную версию сайта
Официальный сайт Ставропольской Православной Духовной Семинарии

ПАРТНЁРЫ

Выпуск 1 (1) 2014

Вестник Ставропольской духовной семинарии. – Ставрополь: Сервисшкола, 2015. – Вып. 1 (1). – 150 с

Полная версия

 

РАЗДЕЛ I. БИБЛЕИСТИКА

Игумен Алексий (Смирнов). Неканонические книги Ветхого Завета: их место в Библии

Стр.14-27

Аннотация: Статья раскрывает православное понимание неканонических книг Ветхого Завета, их происхождение и содержание. Канон Священного Писания Ветхого Завета. Законоположительные, исторические, учительные и пророческие книги Ветхого Завета.

 

Ключевые слова: Библия; Священное Писание; богодухновенность; Ветхий Завет; библейский канон; законоположительные книги; исторические книги; учительные книги; пророческие книги.

 

Священник Алексей Подколзин. Обстоятельства и значение вознесения пророка Илии на небо

С. 28-36

Аннотация: Значение события вознесения пророка Илии на небо было велико для всей эпохи Ветхого Завета, поскольку свидетельствовало об истине загробного существования. Память о пророке Илии свято чтилась ветхозаветной Церковью. В силу религиозно-политических обстоятельств в Израиле пророк не смог во время своей земной жизни изменить ситуацию и добиться полной победы над идолопоклонством. Но Господь изъял его из общей участи смертных для ожидания дня Господня. Отдельные события из жизни пророка Илии, в том числе и вознесение на небо, получили у отцов Церкви аллегорическое и типологическое толкование. Согласно и еврейской, и христианской традиции служение пророка Илии не заканчивалось его вознесением. Таинственному восхищению будет соответствовать эсхатологическое возвращение – принять новую роль того, кто будет главным предшественником Мессии в конце времен.

Ключевые слова: Илия; вознесение на небо; Ветхий Завет; пророк; Израиль; Мессия; идолопоклонство; типологическое толкование; Церковь; день Господень.

 

РАЗДЕЛ II. БОГОСЛОВИЕ

Аветисян Э.Р. Богословский диалог Русской Православной Церкви и Армянской Апостольской Церкви

С. 38-44

Аннотация: В настоящее время в условиях активного диалога христианских Церквей выросло внимание к вопросу канонического воссоединения Православных и дохалкидонских Церквей. Богословский диалог между Русской Православной Церковью и Армянской Апостольской Церковью – один из самых плодотворных, следствием чего является повышенное внимание к вероисповедальным основам Армянской Апостольской Церкви и в частности к причинам ее обособления от Православной Церкви. В статье также отмечается, что сегодня есть прекрасная возможность подготовить хорошую базу для будущего возвращения Армянской Апостольской Церкви в лоно Православия.

Ключевые слова: апостольское преемство; Армянская Апостольская Церковь; богословский диалог; вероисповедание; дохалкидонские Церкви; евхаристическое общение; конфессия; монофизитская ересь; святитель Григорий Просветитель; Халкидонский Собор.

 

РАЗДЕЛ III. ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ

Диакон Александр Пантюхин. Церковная жизнь на Ставрополье и Тереке в 1929-1941 гг. в контексте обновленческого раскола Русской Православной Церкви 

С. 46-56

Аннотация: Религиозная политика на Ставрополье и Тереке в 1930-е гг. была основана на законодательстве 1929 г. и характеризовалась широким использованием административных мер против приходов и право- славного духовенства. В эти годы уже практически не делалось различий между Патриаршей и обновленческой Церквями. Органами государственной власти пресекались или осуждались в антирелигиозной пропаганде попытки примирения религиозной и коммунистической идеологии, придания религии патриотических и национальных форм, использование международных связей и игра на повсеместном распространении тех или иных религиозных организаций. В этот период времени государство уже не нуждалось в использовании религии, в связи с чем практически исчезли различия в политике по отношению к Патриаршей Церкви и обновленчеству. В конце 1930-х гг. обновленцы сохраняли некоторые храмы благодаря неканоничности священнослужителей и религиозной индифферентности части прихожан. Основные группы прихожан составлялись из верующих отдаленных местностей, где отсутствовали другие приходы, автономистов и автокефалистов, интеллигенции крупных городов, воспринимавших обновленческие богослужения как развлечение зрелищного характера, и обрядоверов, не видевших различий в разных юрисдикциях. Этот период ознаменовался репрессиями против обновленческих священнослужителей. Реформаторское начало было свернуто, а реформаторы ДИАКОН АЛЕКСАНДР ПАНТЮХИН 47 перешли в Патриаршую Церковь с правом внедрять новшества, не противоречащие канонам. В числе важных причин усиления репрессивной политики по от- ношению к Православной Церкви в 1937-1939 гг. можно выделить введение равноправия всех граждан перед законом и последовавший вслед за этим бум участия православного духовенства в выборах в представительные органы советской власти, а также широкое распространение псевдоправославных сект антисоветской направленности.

Ключевые слова:  антирелигиозная пропаганда; гонения; духовенство; обновленчество; община; репрессии; реформаторское начало; храм; Церковь; юрисдикция

 

РАЗДЕЛ IV. ФИЛОЛОГИЯ

С.В. Молчанова. Век русского долготерпенья (православные мотивы в поэзии о войне)

С. 58-69

Аннотация: Великая Отечественная война стала одним из важнейших трагических событий ХХ в. Именно на плечах русского солдата были вынесены все тяжкие труды для стяжания Великой Победы. Эта война воспета в многочисленных творениях русских поэтов последних 70 лет. Поэты, чувствуя душу русского народа, его неискоренимую веру, отражали это в своих стихах. Православная вера, Иисус Христос, Пресвятая Богородица и Их святое заступничество – неотъемлемая часть народной жизни в годы Великой Отечественной войны, на что обратили внимание и поэты.

Ключевые слова: Алексей Недогонов; Валентин Распутин; Великая Отечественная война; Константин Симонов; Кронид Обойщиков; Михаил Исаховский; Николай Дмитриев; поэзия; православие; Сергей Орлов; Юрий Кузнецов; Светлана Алексиевич; Владимир Топоров.

 

РАЗДЕЛ V. ИСЛАМОВЕДЕНИЕ

Священник Иоанн Васильев. Вопрос о своде и структуре Корана в свете предпосылок к межрелигиозному диалогу

С. 72-105

Аннотация: Рассматривается проблема коранического текста как священного для мусульман. Важное место в корановедении, как в собственно мусульманском религиозном, так и в западном востоковедческом, занимает проблема свода и структуры Корана. Эти проблемы имеют большое значение для межрелигиозного диалога между христианством и исламом. Одним из главных камней преткновения на пути к такому диалогу является неистовая критика исламскими богословами подлинности Торы и Евангелия по утверждаемому ими принципу о человеческом вмешательстве в Богооткровенное Писание в процессе его написания и кодификации и утверждение об изначальной достоверности, нетронутости и даже предвечности и несотворенности коранического текста.

Ключевые слова: аят; ислам; Коран; межрелигиозный диалог; мусульмане; Мухаммад; откровение; Священное Писание; структура; кодификация.

 

В.В. Лебедев. Лексемы со значением «Бог» в богослужебных книгах арабов-христиан

С. 106-130

Аннотация: Рассматривается арабская языковая традиция богослужебных текстов христиан Ближнего Востока. Языком богослужебных книг арабов-христиан является арабский. В арабской языковедческой традиции он обозначается как «литературный арабский язык». Это язык доисламской культуры арабов, язык источников ислама, язык религиозной коммуникации мусульман, язык арабо-мусульманской культуры и исламской цивилизации на всем протяжении их истории, язык религиозной коммуникации арабов-христиан, язык арабо-христианской культуры, язык межгосударственного общения арабских стран в новое и новейшее время, язык официального общения в каждом из арабских государств, один из шести официальных и рабочих языков ООН.

Ключевые слова: арабский язык; арабы; Бог; богослужебные книги; литературный язык; межрелигиозный диалог; Священное Писание; лексема; христианство; языковедческая традиция. 

 

А.Н. Силантьев. К методике описания и изучения концептного поля «награда – воздаяние» в кораническом тексте

С. 132-140

Аннотация: Рассмотрен вопрос о когнитивно-семантическом обосновании некоторых аспектов методики пропедевтического (по отношению к последующему «Введению в корановедение») курса элементов арабской грамматики и лексики на основе обращения к классическим работам А. Мюллера, Ч. Торри, Т. Идзуцу в среде новых информационных технологий.

Ключевые слова: арабская грамматика; арабская лексика; когнитивный потенциал; концептные графы; коранический текст; корановедение; семантическое поле; сравнительная адекватность вариантов перевода; факторы эмотивной интерпретации; эффективность локального контекста.

РАЗДЕЛ VI. РЕЦЕНЗИИ

А.А. Лагунов. Рационалистическая апология теизма в аналитической философии Алвина Плантинги

С. 142-148

_____________________________________________________

В научном периодическом издании Ставропольской духовной семинарии публикуются материалы и исследования по различным вопросам богословия, церковной истории, исламоведения и смежных дисциплин, рецензии и библиографические заметки на актуальные для богословской науки исследования. Вестник адресован студентам и преподавателям духовных учебных заведений, историкам, богословам, философам, востоковедам и всем, кто интересуется данными темами.

 

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

 

Главный редактор:

митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл

 

Члены редколлегии:

канд. филос. наук, доцент игумен Алексий (Смирнов), проректор Ставропольской Православной Духовной Семинарии (СтПДС);

протоиерей Михаил Моздор;

священник Евгений Шишкин;

священник Иоанн Васильев;

священник Алексей Подколзин;

канд. ист. наук диакон Александр Пантюхин (ответственный секретарь);

канд. ист. наук Н.С. Струполева

 

Рецензенты:

д-р филол. наук, профессор С.В. Гусаренко;

канд. биол. наук, д-р техн. наук, профессор С.А. Емельянов;

д-р филос. наук, профессор А.А. Лагунов;

ст. преп. кафедры богословия СтПДС протоиерей Владислав Левченко;

д-р ист. наук, профессор Т.А. Невская;

д-р пед. наук, профессор В.К. Шаповалов