Официальный сайт Ставропольской Православной Духовной Семинарии
Назад на обычную версию сайта
Официальный сайт Ставропольской Православной Духовной Семинарии

ПАРТНЁРЫ

Выпуск 2 (2) 2015

Вестник Ставропольской духовной семинарии. – Ставрополь: Издательский центр СтДС, Дизайн-студия Б, 2016. – Вып. 2 (2). – 160 с

Полная версия

РАЗДЕЛ I. БИБЛЕИСТИКА

Священник Евгений Гомзяк. Адам и Ева: характер отношений

С. 12-24

Аннотация: Рассматривается проблема взаимоотношений первой человеческой супружеской пары – Адама и Евы. Краткость библейского описания сотворения и жизни Адама и Евы породила возможность широты подхода и свободы мысли в богословских рассуждениях на эту тему. Важным является вопрос дружбы первых людей. В западном богословии, несмотря на преобладающее понимание брака как союза для деторождения, была сформулирована и идея «святой дружбы». В православном богословии и философии сложилось понимание места женщины в браке как «второго я». С самого начала брак предстает как некая иерархия двух людей, но не равноправие. В то же время мужчина и женщина обладают одинаковой природой.

Ключевые словабрак; восполняющий; дружба; жена; женщина; заповедь; иерархия; мужчина; помощник; творение.

 

РАЗДЕЛ II. БОГОСЛОВИЕ

Игумен Алексий (Смирнов). Богословие анафор антиохийско-византийского типа

С. 26-50

Аннотация: Рассматривается одно из основных таинств христианской Церкви – Евхаристия. Литургическая жизнь Православной Церкви зиждется на основе богословского восприятия Жертвы Христа, которая соединяет грешного человека и Всемогущего Бога во единое новое Человечество.

Ключевые слова: анафора; антиохийско-византийский тип; богословие; Божественная литургия; духовный рост; Евхаристия; единство во многообразии; спасение; таинство; Церковь. 

 

РАЗДЕЛ III. ЦЕРКОВНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Н.В. Моздор. Психология и богословие - к диалогу наук

С. 52-58

Аннотация: Рассматривается актуальная проблема взаимодействия науки и религии. Кризис психологии как науки о душе, а также кризис современной семьи. Богословие рассматривает понятие души как одно из основополагающих. Возможность обогащения понятий в диалоге наук.
 
Ключевые слова: богословие; брачные отношения; диалог наук; душа; душепопечение; кризис института семьи; православное пастырство; психология; семейные ценности; сознание.
 

 

Н.И. Подгребельная. Психолого-педагогические условия формирования мотивационно-смысловой интенции профессиональной педагогической деятельности

С. 59-70

Аннотация: Проблема профессиональной педагогической деятельности и условия формирования ее мотивационно-смысловой интенции. Об интенциях говорят как о мотивационных тенденциях, бессознательных и сознательных ресурсных установках  человека,  направленности  сознания.  Важное  место  в  мотивационно-смысловом образовании занимает анализ истинной направленности личности во всех ее проявлениях, в том числе и недеятельностных. Одно из центральных мест в психологии профессиональной деятельности занимает проблема профессиональной социализации. Для эффективной профессиональной деятельности важное значение имеет осознанный выбор профессии, сформированное самосознание, осознание своей профессиональной пригодности, а также умение  на  основе  рефлексии  развивать  необходимые  личностные  и  профессиональные качества.

Ключевые  слова:  активность  личности;  духовно-нравственные  отношения; интенциональность; интенция; личностное становление; мотивационно-смысловое образование; педагогическая деятельность; профессиональный выбор; саморазвитие; сознание. 
 
 

РАЗДЕЛ IV. ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ

И.В. Лисюченко. Титулатура правителей Руси и хазарское влияние: между христианством и язычеством (князь, каган или король)

 
Аннотация: Рассматривается проблема хазарского влияния на развитие системы титулования правителей Русского государства. Восточнославянские князья не нуждались в идеологическом обосновании своей власти. Первым государем восточных славян был хазарский каган, именно поэтому позднее и ранние русские князья приняли на себя этот титул. В то же время некоторые исследователи отмечают, что «хакан» не равен по уровню правителю, а – правителю правителей, то есть великому князю в более поздней русской титулатуре. Титул кагана стал символом не просто власти, а господства в регионе. Титул князя в XI в. воспринимался как высший, равный византийскому василевсу. Именно поэтому он и был постепенно воспринят древнерусскими правителями.
 
Ключевые слова: василевс; Византия; Древняя Русь; каган; князь; король; правитель; титул; Хазарский каганат; хан.

 

Священник Александр Пантюхин. Некоторые особенности церковной жизни Северо-Восточного Кавказа к началу ХХ века 

 
Аннотация: К началу ХХ в. достиг апогея процесс секуляризации и политизации религиозного сознания, выразившийся не только во взаимопроникновении их основных идей, но и в формировании на их основе новых общественно-религиозных и религиозно-философских идеологических конструктов, направленных на реформирование русской церковной жизни. Развитие местной церковной периодической печати, с одной стороны, позволило активизировать внеприходскую и миссионерскую деятельность духовенства, но, с другой стороны, она стала трибуной выражения мнений по вопросам церковно-общественной жизни. Важным фактором либерализации церковной жизни стал процесс политизации духовенства Ставрополья и Терека в начале ХХ в. Священнослужители и семинаристы в силу своего социального положения тяготели к программным положениям партий социалистического толка. Поддержка левых политических сил была обусловлена также массовым увлечением марксизмом и распространением идеи решения церковных проблем революционным путем. Со своей стороны социалистические политические партии вырабатывали приемлемую для многих священнослужителей модель государственно-церковных отношений и положения Православной Церкви в обществе. 
 
Ключевые слова: духовенство; либерализация; община; православие; реформаторское начало; Северный Кавказ; Ставрополье; Терек; храм; Церковь.
 

 

Монахиня Анастасия (Ченикалова). Возникновение монастырей афонской традиции на Кавказе и их восстановление в ХХI веке 

 
 
Аннотация: После окончания Кавказской войны, длившейся в общей сложности около 60 лет, а также образования Кавказской и Черноморской епархии, на территории Кавказского края остро стоял вопрос повторной христианизации его населения. В этом было заинтересовано правительство России. Одновременно многие русские монахи Святой Горы Афон, зная о древнем, еще в апостольские времена, зарождении христианства на Кавказе, движимые патриотическими чувствами помочь освоению Кавказа, образуют здесь четыре монастыря Афонского уклада и традиций: Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь в Абхазии, Свято-Михайло-Афонскую Закубанскую пустынь на территории современной Адыгеи, Свято-Александро-Афонский монастырь на берегу р. Зеленчук в Карачаево-Черкесии и Второ-Афонский Свято-Успенский монастырь на горе Бештау, под Пятигорском. Обители существовали до революции, неся населению Кавказа просвещение, грамотность, достижения сельскохозяйственной науки, а самое главное – слово Евангелия, благочестие и нравственное воспитание. В наше время все эти монастыри восстанавливаются и продолжают выполнять свою миссию.
 
Ключевые слова: Афон; афонская традиция; второ-афонские монастыри; Кавказ; Кавказская и Черноморская епархия; монастыри; монашество; обитель; проповедь православия; христианское самосознание.
 

РАЗДЕЛ V. ФИЛОЛОГИЯ

А.Н. Силантьев. К вопросу семантической связи платоновских терминов «εiδοσ» и «iδεα»: новые возможности в традиционном контексте

 
 
Аннотация: Описан подход к задаче, поставленной еще в 1928 году А.Ф. Лосевым, который возможен теперь ввиду наличия новых технических средств работы с текстом. В результате чисто семантическая трактовка оппозиции терминов «эйдос» – «идея» может быть дополнена синтаксическим параметром, характеризующим распределение в контексте каждого термина.
 
Ключевые слова: идея; кластерная структура; контекстный поиск; контрастный анализ; лексико-грамматическое обеспечение; обработка данных; работа с текстом; стилометрические методики; термин; типологическое сопоставление. 

 

В.А. Воропаев. Оптинский адресат Н.В. Гоголя 

 
 
Аннотация: Поездки в Оптину пустынь и знакомство с насельниками монастыря оставили глубокий след в душе Гоголя: «Нигде я не видал таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует все небесное» (из письма к графу А.П. Толстому от 10 июля 1850 г.). В статье речь идет об иеромонахе Филарете (в схиме Феодот; Кольцов, 1804-1873), оптинском старце, духовнике братии Гефсиманского скита при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, – адресате письма Гоголя в Оптину (село Долбино, 20 июня 1850 г.): «Ради Самого Христа, молитесь обо мне, отец Филарет…». Это письмо Гоголя и его суждения об обители стали хрестоматийными. В 1916 г. С.Н. Дурылин процитировал гоголевские строки и заметил, обобщая духовный опыт многих людей: «Гоголь сказал то, что сказали бы все, оживотворенные оптинской любовью и властью, все – от Киреевского до плачущей бабы».
 
Ключевые слова: Гефсиманский скит; иеросхимонах Феодот (Кольцов); Н.В. Гоголь; Оптина пустынь; переписка; писатель; преподобные отцы; святитель Филарет Московский; старцы; эпистолярное наследие.
 

РАЗДЕЛ VI. РЕЦЕНЗИИ

С.Н. Малахов. Рецензия на книгу «Белецкий Д.В., Виноградов А.Ю. Нижний Архыз и Сенты: древнейшие храмы России. Проблемы христианского искусства Алании и Кавказа.  М.: Индрик, 2011. 392 с., илл.»

С. 142-158

_____________________________________________________

В научном периодическом издании Ставропольской духовной семинарии публикуются материалы и исследования по различным вопросам богословия, церковной истории, исламоведения и смежных дисциплин, рецензии и библиографические заметки на актуальные для богословской науки исследования. Вестник адресован студентам и преподавателям духовных учебных заведений, историкам, богословам, философам, востоковедам и всем, кто интересуется данными темами.

 

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

 

Главный редактор:

митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл

 

Научный редактор:

священник Евгений Шишкин, секретарь ученого совета Ставропольской Духовной семинарии (СтДС) 

Члены редколлегии:

канд. богословия протоиерей Павел Самойленко, первый проректор СтДС;

канд. филос. наук, доцент игумен Алексий (Смирнов), проректор по учебной работе СтДС;

протоиерей Михаил Моздор;

священник Иоанн Васильев;

священник Алексей Подколзин;

канд. ист. наук священник Александр Пантюхин (ответственный секретарь);

канд. ист. наук Н.С. Струполева

 

Рецензенты:

д-р филол. наук, профессор С.В. Гусаренко;

канд. биол. наук, д-р техн. наук, профессор С.А. Емельянов;

д-р филос. наук, профессор А.А. Лагунов;

ст. преп. кафедры богословия СтПДС протоиерей Владислав Левченко;

д-р ист. наук, профессор Т.А. Невская;

д-р пед. наук, профессор В.К. Шаповалов