Посох патриарха, награды митрополита и мощи в ожидании канонизации: как живёт один из самых маленьких музеев на Ставрополье
Вот уже 20 лет в Ставрополе действует музей церковной истории и искусства. С сокровищами духовного мира и их хранителем в преддверии Дня Святой Троицы познакомился корреспондент «Победы26».
Случайные находки и уцелевшие реликвии
Весной 2024 года в Ставрополе во время ремонта старого дома местный житель обнаружил старинные церковные сосуды для причастия, оклады Евангелия и напрестольный крест. По совету настоятеля своего храма мужчина решил передать их в епархиальный музей церковной истории и искусства, откуда находки, много лет пролежавшие в земле, отправили на реставрацию в Москву.
«Помимо того, что мы видим в экспозиции, здесь идёт работа по сбору материалов, касающихся духовенства епархии, истории храмов, собирается фонд фотографий. Иногда фото передаются большими пакетами, без подписей, поэтому приходится обращаться за помощью к тем священнослужителям, которые помнят 1970–1980-е годы, чтобы как-то определить лица, систематизировать накапливающиеся материалы»,
— рассказывает отец Михаил.
Коллекция музея становится хорошим подспорьем для студентов духовной семинарии в написании выпускных квалификационных работ. Особенно если их темы касаются региональной истории, истории храмов, монастырей или жизнеописания известных священнослужителей, объясняет хранитель музея.
Собственно, студенты семинарии и были первыми внештатными сотрудниками музея до тех пор, пока по инициативе митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла не были открыты ставки хранителя и научного сотрудника музея.
По словам отца Михаила, в Ставрополе подобный музей был и до революции, когда действовало губернское церковно-археологическое общество. Но в советские годы он перестал существовать, коллекция большей частью была разграблена.
Вообще, говорит отец Михаил, в России история музеев напрямую связана с церковью: в специальных помещениях храмов — ризницах — собирали и хранили наиболее значимые богослужебные предметы. Сейчас, например, на основе коллекции Патриаршей ризницы действует большой музей в Троице-Сергиевой Лавре.
В экспозиции музея церковной истории и искусства — иконы, старинные богослужебные книги, награды митрополита Ставропольского и Бакинского Гедеона, дары церковных иерархов и прихожан, фотографии и многое другое.
Орден с арабской вязью и библейские кедры
Церковный музей — не самое посещаемое место в Ставрополе. В месяц здесь бывают порядка 70 человек. В основном паломники, школьники, военнослужащие. Между тем здесь есть на что посмотреть и чему удивиться.
В одном из трёх небольших залов — иконы — дар архиепископа Феофана. Здесь же хранятся богослужебные книги, изданные ещё при императрице Елизавете Петровне около 250 лет назад.
Рядом с иконами — картина с изображением искушения Христа в пустыне. Это одна из последних работ заслуженного художника России Алексея Соколенко, преподнесённая в дар музею. В этом же зале — епископское кресло, украшенное вензелем «МГ» — митрополит Гедеон.
Владыка возглавлял епархию с 1990 по 2003 год и похоронен в ограде Андреевского собора. В экспозиции представлены личные вещи и подарки митрополиту.
В соседнем зале — награды владыки Гедеона, в том числе полученные от зарубежных церковных иерархов. Есть даже орден с арабской вязью от антиохийской церкви, где богослужение совершается на арабском языке. Название награды — орден Кедра, это высшая награда Ливана.
Само дерево в библейские времена часто использовали при постройке храмов благодаря долговечности. Кстати, несколько ливанских кедров растут прямо у входа в епархию. Саженцы привёз гость из Сирии.
«У нас была конференция ко Дню памяти святителя Игнатия Брянчанинова, и профессор из Сирии, участник конференции, привёз три саженца. Мы как-то не надеялись, думали, что они вымерзнут в какую-нибудь холодную зиму, но они держатся. Дело в том, что там рядом проходит теплотрасса, и они великолепно себя чувствуют»,
— рассказывает священник.
Мощи утраченные и обретённые
В одном из залов музея можно увидеть коричневый деревянный ларец. В нём долгие годы хранились мощи епископа Феофилакта, девять с половиной лет управлявшего Кавказской и Черноморской епархией и похороненного на территории Казанского собора в Ставрополе.
Вопрос о канонизации епископа поднимали до революции 1917 года, но довести дело до конца не смогли. В 1930-е годы собор был разрушен. Останки обнаружили лишь летом 1991 года во время раскопок на Крепостной горе. Через несколько месяцев в Ставрополе прошёл первый за семь с лишним десятилетий крестный ход, и мощи перенесли в Андреевский собор.
Спустя почти 20 лет митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл распорядился устроить для мощей новый ларец, а прежний теперь хранится в музее. Работа над канонизацией епископа Феофилакта продолжается, а исследователям удалось найти изображение владыки.
«При архиепископе Антонии (возглавлял епархию в 1975–1989 гг.) была создана галерея портретов правящих архиереев, сейчас её можно видеть в епархиальном управлении. На тот момент не удалось даже в Синодальном архиве найти фотографию владыки Феофилакта. И только в последнее время в краевом архиве при сотрудничестве руководителя комиссии по канонизации святых нашей епархии Евгения Шишкина со специалистами архива удалось найти фотографии. И теперь можно будет восстановить портрет владыки»,
— делится отец Михаил.
Ещё один ценный экспонат — патриарший посох. Вензель «ПП» означает патриарх Пимен.
«Он в своё время был подарен архиепископу Антонию (Завгороднему) и попросту простоял в ризнице архиерейской, а потом уже митрополит Кирилл его заметил и передал сюда»,
— говорит священник Александр Пантюхин, научный сотрудник музея.
Охолощённые гранаты и казачья папаха
Есть в экспозиции церковного музея и вовсе не мирные экспонаты — гранаты, мина, штык. А напротив — казачья амуниция и папаха. Головной казачий убор принадлежал известному ставропольцу Петру Федосову, который активно занимался возрождением казачества в 1990-е годы.
Но почему это находится в музее истории церкви? Дело в том, что митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл возглавляет Синодальный отдел по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными органами, а также Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством Русской православной церкви.
Во время Великой Отечественной сотни тысяч красноармейцев обрели веру в Бога, утверждает отец Михаил, а некоторые позже по обету стали священниками. В Ставропольской епархии служили несколько таких клириков. В разделе, посвящённом Великой Отечественной войне, можно увидеть молитвы, которые матери писали уходившим на фронт бойцам.
«Через ставропольскую семинарию прошло много священников, которые после её окончания распределились по разным епархиям. В астраханскую митрополию, ахтубинскую, и здесь, на Дону, на Кубани, Тереке. У нас пока о восьми священниках есть информация. Может быть, нам удастся собрать сведения и о тех, кто учился в ставропольской семинарии, а уже служение совершал в других епархиях»,
— рассказывает о планах отец Михаил.
«За экспонатами не гоняемся»
Коллекция музея продолжает пополняться, но за новыми экспонатами, как, например, коллекционеры, сотрудники музея не гоняются. Много работы и с тем материалом, что уже есть в фондах. Необходимый уход и режим для старинных экспонатов обеспечен, говорит отец Михаил.
«Слава Богу, в настоящее время накоплен богатый опыт сотрудничества епархии с музеями, и когда в обществе возникают сомнения по поводу сохранности древних икон в храмах — есть ответы на все эти опасения»,
— говорит священник.
Музей, встретивший 20-летие, продолжает работу. Однако уже и в помещении колокольни ему тесновато. На выставке представлена лишь часть большой коллекции.
«Будем расширяться, уже владыка нам поставил задачу. В ближайшее время музей разместит часть экспозиции в обновлённом здании семинарии на улице Морозова. Как планируется, строители завершат ремонтные работы уже к началу нового учебного года»,
— говорят в музее.
Источник: pobeda26.ru