Крещение Руси

Современные неоязычники утверждают, что Русь крестили насильно, что жестоко подавляли всех сопротивлявшихся новой вере, всех, кто был приверженцем “отеческой” исконно славянской веры. Самым ярким их аргументом является свидетельство Иоакимовской летописи, в которой описан эпизод крещения новгородцев.

“В Новгороде люди, увидев, что Добрыня идет крестить их, учинили вече и заклялись все не пустить их в город и не дать опровергнуть идолов. И когда он пришел, они, разметав мост великий, вышли с оружием, и какими бы угрозами или ласковыми словами их Добрыня ни увещевал, они и слышать не хотели, и вывели два самострела больших со множеством камней, и поставили их на мосту, как на настоящих своих врагов. Высший же над славянскими жрецами Богомил, который из-за своего красноречия был наречен Соловьем, запрещал людям покоряться. Мы же стояли на торговой стороне, ходили по торжищам и улицам, и учили людей, как могли. Но гибнущим в нечестии слово крестное, которое апостол сказал, явилось безумием и обманом. И так мы пребывали два дня и крестили несколько сот людей. Тоща тысяцкий новгородский Угоняй, ездил повсюду и кричал: “Лучше нам помереть, нежели богов наших дать на поругание.” Народ же оной страны, рассвирипев, дом Добрыни разорил, имение разграбил, жену и родных его избил. Тысяцкий же Владимиров Путята, муж смышленый и храбрый, приготовив ладью и избрав от ростовцев 500 человек, ночью переправился выше города на ту сторону и вошел в город, и никто не остерегся, так как все видевшие их думали, что видят своих воинов. Он же, дойдя до двора Угоняя, его и других первых мужей тотчас послал к Добрыне за реку. Люди же той страны, услышав про это, собрались до 5000, обступили Путяту, и была между ними злая сеча. Некоторые пошли и церковь Преображения Господня разметали и дома христиан стали грабить. А на рассвете подоспел Добрыня с бывшими с ним воинами, и повелел он у берега некоторые дома поджечь, чем люди были весьма устрашены, и побежали они тушить огонь; и тотчас перестали сечь, и тоща первые мужи, придя к Добрыне, стали просить мира. Добрыня же, собрав воинов, запретил грабеж, и тотчас сокрушил идолов, деревянные сжег, а каменные, изломав, низверг в реку; и была нечестивым великая печаль. Мужи и жены, видев это, с воплем великим и слезами просили за них, будто за настоящих богов. Добрыня же, насмехаясь, им говорил: “Что, безумные, сожалеете о тех, которые себя оборонить не могут, какую пользу вы от них чаять можете”. И послал всюду, объявив, чтоб все шли ко крещению. И пришли многие, а не хотящих креститься воины притаскивали и крестили, мужчин выше моста, а женщин ниже моста. И так крестя, Путята шел к Киеву. Потому люди и поносят новгородцев, мол, их Путята крестил мечем, а Добрыня огнем.”

Действительно, если не глубоко погружаться в тему, то создается впечатление, что этот эпизод иллюстрирует ситуацию, сложившуюся во времена крещения Руси. Но это далеко не так.

Во-первых, Иоакимовская летопись относится к источникам малодостоверным, почти апокрифическим, опубликованным историком XVIII века В.Н.Татищевым, что само по себе вызывает много вопросов. Во-вторых, даже если за основу повествования взяты реальные события, то сам факт существования в народе пословицы, поносящей неверие новгородцев, ”Добрыня крестил огнем, а Путята – мечом” говорит о том, что противление православной вере в Новгороде – явление, скорее, уникальное и локальное, чем рядовое и повсеместное, и совсем не отражает ситуацию по всей Руси. Новгород всегда славился своим либерализмом и претендовал на особое к себе отношение. В-третьих, “стоять на смерть” за языческую веру русские славяне, конечно, могли бы, если бы эта их вера была чем-то очень значимым в их жизни, если бы она составляла хоть некую значительную ценность в их мировоззрении и культуре. Однако язычнику по определению все равно кому поклоняться и какому богу служить, “лишь бы помогало”, лишь бы умилостивить богов и склонить их к исполнению своих потребностей и желаний. Вряд ли русский человек стал бы “стоять насмерть” за духов леса, болот, солнца, дождя и многих других (в том числе, и покровителей скота и зверей).

Идеология, которая заставляет современных неоязычников становиться “в позу” (т.е. именно позиционировать себя, а не верить), возникла гораздо позже на фоне обостренного национализма, который твердит одно: “Мы не будем поклоняться распятому еврейскому проповеднику, у нас есть свое – русское”. Но в те далекие времена Крещения Руси русский человек не считал себя членом диаспоры в своей стране и не выступал с декларациями о своей национальной идентичности. Его вера была простой потребностью в покровительстве богов, ограниченной сугубо земной перспективой. Славянские языческие боги никогда не были богами правды, истины, любви, – от них этого не ждали, от них этого не просили. Не было в язычестве даже намека на то, что Бог может дать человеку что-то выходящее за рамки земных благ, что-то чистое, святое и бесконечно драгоценное, то, что нужно хранить, беречь и отстаивать, за что можно и жизнь отдать. Именно это поразило тогда еще язычника князя Владимира в православном христианине – варяге Феодоре, который действительно “стоял насмерть” за истинную веру, невзирая на то, что он был один против тысячи язычников-киевлян, которые хотели принести в жертву богам его сына. «Не боги это, а дерево. Нынче есть, а завтра сгниет. Не едят они, не пьют и не говорят, но сделаны человеческими руками из дерева. Бог же Един, Ему служат греки и поклоняются. Он сотворил небо и землю, звезды и луну, солнце и человека и предназначил ему жить на земле. А эти боги что сотворили? Они сами сотворены. Не дам сына моего бесам».

Нет, не языческая, а православная вера сделала русского человека непобедимым и бесстрашным, стоящим на страже правды и истины. Истинная православная христианская вера научила Христоподражательной жертвенности “даже до смерти”, которая вошла в плоть и кровь русского народа. Этому научили и сонмы мучеников и исповедников, которые шли на пытки  и смерть, будучи верными до конца своему Спасителю и Богу.

Поэтому не стоит слушать современных идеологов возрождения “отеческой” веры славян, которые привязывают исконно-христианские  ценности к культуре и религии духов лесов, болот, солнца и грозы. Более тысячи лет назад русский народ принял истинно небесное сокровище веры и духа, которое коренным образом изменило его мировоззрение и ценностные ориентиры. Вера, надежда и любовь стали смыслом жизни и государства, и семьи, и отдельно взятого русского человека. “Русь Святая, храни веру православную, – в ней же тебе утверждение”.

преподаватель СтПДС,

благочинный церквей Изобильненского округа

прот. Сергий Рыбин.